Вечно актуальные проблемы детско-родительских отношений – домашние обязанности, наведение порядка, ответственность и самостоятельность ребенка – особенно волнуют родителей первоклассников.
Вернее, начать нужно с того, что завести эти самые правила и самим их неукоснительно выполнять. Нельзя требовать от ребенка то, что не всегда делаете сами. Естественный закон организма: любое действие при раннем начале и повторении превращается в привычку. Ребенок очень многое может выполнять самостоятельно в достаточно раннем возрасте. Нужно ему это позволить, тем более, что именно тогда он этого хочет сам.
И ему нужно в этом помочь. Мы напоминаем, подстраховываем, делаем вместе (НО НЕ ВМЕСТО) , спокойно и медленно проговариваем, что именно и в какой последовательности ему нужно сделать.
Чего бы это нам не стоило. Чем сложнее дается привычка ребенку, тем больше настойчивости и теплоты должно быть в ваших словах. Подбадривайте и обращайте внимание на то, что уже получается.
Дайте ребенку возможность понять и столкнуться с тем, что будет происходить, если он не будет заботиться о себе сам. Научите ребенка пользоваться будильником и не берите на себя роль плохого человека, который мешает каждое утро спать. Если ребенок не успел утром собраться, опоздал в школу, забыл домашнее задание, он получит заслуженную двойку за несобранность. Пусть этот случай окажется для него лучшим жизненным уроком, чем пятерка за решенный пример.
Если папа и мама не могут договориться между собой, ребенок найдет для себя самый удобный вариант этих правил. В одной семье у старшего сына была обязанность – выносить мусорное ведро. Если он не успевал его вынести, утром ведро стояло около его кровати, и ребенок просыпался не от будильника, а от запаха своей обязанности. Такое случалось крайне редко. Но это самый яркий пример ненавязчивого объяснения обязанностей по дому. Без разговоров, без обид, спокойно и безапелляционно.